• Телефон: 8 800 500 82 30
  • kontakt@ooo-polyter.ru

Цены на полиэтилен

Опубликовано в Записи блога и ,

Узкий канал разброса цен на полиэтилен

Разброс цен на полиэтилен ПВД и ПНД у разных продавцов в каждый момент времени чрезвычайно мал, тогда как изменение цен со временем может достигать ощутимо больший размах.

При этом динамика цен исключительно точно описывается старым морским термином, применяемым к движению судов — «все вдруг поворот», — когда все корабли по сигналу с флагмана поворачивают одновременно в одну и ту же сторону на один и тот же угол. Применительно к рынку это означает, что, несмотря на значительное изменение цены, весь рынок продолжает находиться в узком ценовом канале, за пределами которого жизни как бы и нет вовсе.

Практически на любом товарном рынке текущий разброс цен превышает один порядок, то есть, максимальные цены отличаются от минимальных более чем в 10 раз.

Динамика цены на полиэтилен

Показатель волатильности (изменчивости) цен на гранулы полиэтилена — это изменение в течение достаточно короткого времени цен на 30-50 процентов.

Это, пожалуй, предел. Причины (они же часто и просто повод) скачка цен традиционны для отрасли: авария на одном из заводов-производителе, резкое изменение цен на нефть/газ, изменения курса рубля и т.п. В любом случае, это следствие дефицита предложения, тогда как для остальных рынков мотиватором ценовых изменений — скидок — является дефицит спроса.

Для обычного товарного рынка распродажам характерны скидки от 10 до 70-90 процентов. Для аборигенов ПЭ-рынка подобные ценовые изменения просто немыслимы. Здесь негоция идет на снижении цен на 1-2, много, 3 процента, тогда как по классической коммерции скидки менее 7% просто остаются незамеченными покупателями.

Узкий ценовой канал рынка полиэтилена — следствие крайне узкого канала поступления продукции на рынок.

Действительно, как уже отмечалось в статье «Особенности рынка полиэтилена: участники», существует считанное число производителей и ограниченное число крупных оптовиков, выводящих полиэтилен на рынок.

Экономических причин для такового поведения рынка ПЭ не существует

То есть, у покупателя нет серьезных причин стоять насмерть за скидку в 1,5% или отказываться от сделки на том основании, что цена продавца выше рыночной на 2%. Привычка есть, причин нет. Действительно, конечными потребителями гранул ПВД или ПНД являются переработчики, которые изготавливают из этих гранул пленки различного назначения, канистры, трубы, покрытие кабелей и проводов, посуду и т.д.

Все эти процессы являются производствами с достаточно высокой добавленной стоимостью: высокое энергопотребление (нагрев до расплавления), достаточно высокая степень амортизации обычно дорогостоящего оборудования, обязательно квалифицированный труд. Все это стоит немалых денег, так что сырьевая (полиэтиленовая) компонента себестоимости не является доминантой.

Квалификация операторов и, главное, технологов — это не пустые слова. От опыта первых, например, зависит количество полиэтиленового материала, уходящего при экструзии в отвал во время пуска или смены марки. Еще более важен технолог. Если посмотреть в ГОСТ базовых марок, то можно заметить очень большой допуск на значения ПТР. Например, для марки ПВД 15813-020 ПТР = 2,0±25% (общий размах — 50%!). Такое изменение требует точной оптимальной настройки температуры по зонам нагрева для каждой партии, в противном случае изделие может потерять требуемые качества, а количество сырья, уходящего в брак, станет фатальным.

Гранулы ПНД и ПВД — сырье для производственного процесса с высокой добавленной стоимостью. И разница цен на сырьё в 1-2% просто не может являться существенным параметром.

Но по факту — является! Причина достаточно проста и банальна: привычка.

Привычная позиция продавца

Привычка сводить торговлю именно к обсуждению цен и предоставлению скидок, тогда как более разумной со стороны продавца была бы демонстрация преимуществ не товара (товар в силу узости происхождения у всех почти одинаков!), а предложения. Создание дополнительных ценностей, которые превращают произведенный однотипный продукт в товар, обладающий различными дополнительными опциями, привлекательными для покупателя — доставка, влагонепроницаемая упаковка для транспортировки, режим отсрочки и т.п. — требует определенных усилий, тогда как сделать скидку в копейку на рубль цены не стоит ничего.

Традиции позиции покупателя

Премия за низкие цены. Закупщиком, в особенности, у крупных переработчиков, часто выступает либо коммерческий отдел, либо отдел снабжения. И тем, и другим по большому счету дела нет до проблем технологов и производственников в работе с сырьем нестабильного качества. Их KPI заточен на ценовые показатели, для снабженцев это — купить дешевле. Отсюда и появляется так называемое имитационное ценообразование: и продавца и покупателя устраивает игра в 1-2-3% скидку.

Знание особенностей ценообразования на рынке гранул полиэтилена — залог коммерческого успеха, так как позволяет по здравому рассуждению вырваться из унылых тисков ценовой конкуренции, тем более — мнимой…